14.04.2019
Рекомендации логопеда для родителей детей старшего возраста Уважаемые папы и мамы!
6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
-
Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
-
У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
-
правильно произносить все звуки языка;
-
выделять первый и последний звук в слове;
-
разделять слово на слоги;
-
определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
-
придумывать слова на заданный звук;
-
сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
-
повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
-
определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
-
насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
-
насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
-
что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
-
сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
-
может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
-
Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
-
Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
-
Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
-
Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
-
В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
-
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
-
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
-
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
-
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
-
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
-
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
-
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
-
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
-
Взрослый показывает выполнение упражнения.
-
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
-
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. |
|